Заключение

О народных художественных промыслах и декоративно-прикладом искусстве написано уже много работ, однако промкооперация в них даже не упоминается, связь артельного движения и художественной промышленности не затрагивается. Между тем, на протяжении полувека они представляли собою единое целое. Искусствоведы, подробно изучая народные художественные промыслы, проблемы станковизации, превращение функциональных, утилитарно-бытовых изделий в художественные произведения, становление дизайна как искусства, соотношение традиций и новаторства в декоративно-прикладном искусстве, обычно не затрагивают экономику и историю художественной промкооперации. Восполнению этой бреши и была посвящена наша работа.

Еще совсем недавно слова "народный промысел" и "народная промышленность" одинаково относились как к художественной промышленности, так и к кустарной промышленности, при этом первая не отделялась от второй, а являлась ее высшим проявлением. После ликвидации промкооперации в 1960 г. слово "народный промысел" перестало употребляться в своем первоначальном значении, т. е. применительно к службе быта и мелкой про- мышленности, однако закрепилось во втором значении, т. е. приме- нительно к художественной промышленности. Эта лингвистическая метаморфоза является лучшим доказательством неразрывной связи российской художественной промышленности и российского артель- ного движения,

Hosted by uCoz