4. Арзамас, Ардатов, Муром, Алатырь, Брахимов, Труев (1005-1385)

1547.
В дремучих муромских лесах
   попов не привечали.
В соборах "Веду русскую"
   средь леса там читали!
Артельно русы с муромой
   там за Окой селились
С марийцами и мерею
   та мурома роднилась,
Даждьбогу, Арте, Макоше
   да Инглии молилась.
Там вера древних инглингов
   в чертогах сохранилась...
Огнем и Артой-Правдой
   ту Инглию считали
Те инглинги, что Англию
   и Шведцию создали,
Что византийских греков
   к себе не подпускали...
Мавр-анта предка древнего
   они уж позабыли.
Лишь старцы, лишь волхвы,
   порой ещё бубнили:
"Мавр Белый Анангаст
   у нас сперва княжил.
Север же Чёрный князь
   с Маврикием дружил.
Мавр - белым, Либий - чёрным
   по-муромски же слыли.
Из Рима к нам князья
   те, кажеться, приплыли...
Из мрамора Маврикий
   нам стены тут сложил.
Так "мраморным" наш Маром
   уж с тех веков и слыл.
И Мавр как демон Мара
   над Муромом царил.
1548.
За Муромом, на Теше
   град Арзамас стоял.
Когда-то Азырен
   с Азровкой там сиял...
Епископ Фёдор грек
   Ростов пришёл крестить. (989-993)
Волхвам пришлось ему
   Ростов всё ж уступить.
В град Суздаль Фёдор мних
   от инглингов бежал.
От чар он, волховства,
   в гроб тотчас там попал...
Леонтий, инок грек,
   епископом тут стал.
Он был избит едва
   в Ростов лишь он примчал.
От навских чар тотчас
   Леонтий дни скончал. (993)
Но тотчас же опять
   Леонтий возродился.
К Антонию потом
   в Печеры он явился. (1055) 
1549.
Под Костромой тогда
   уж Чухлома стояла.
Ведической она
   столицею блестала.
Древнейшими те грады
   на всей Руси являлись.
Домами двух богов
   различных величались.
Богиней Кострома
   как Чухлома ж являлась.
Но противоположной
   ей Чухлома считалась...
Иберик, отрок, там
   недвижимый лежал.
Вдруг о Леонтии
   Иберик услыхал.
Вмиг Арте-Инглии
   обет он, Прави, дал:
"Коль движимость я ног
   внезапно обрету -
В страну я христиан
   немедленно пойду.
Крещение у них
   я в Суздале приму."
1550.
Год восемнадцатый
   Иберику настал.
Иберик с ложа в год
   впервые этот встал.
Крешение принял,
   Аверкием прозвался.
Он в Чухлому идти
   из Суздаля собрался...
Апостол Иоанн
   пред юнгой вдруг предстал.
Иберику свой жезл
   вдруг протянул Иван,
Велеса отрок чтоб
   Ростовского изгнал...
На реку Которосль
   Аверкий тут пришёл.
Там Неро, море он
   священное нашёл.
Богоявленский там
   он монастырь возвёл. (990)
Велесов там кумир
   он жезлом сокрушил.
Он двадцать лет потом
   ростовцев всё крестил. (990-1010)
Он умер... Ярослав
   в Ростове уж княжил.
Жезл Авраама князь
   Аверкия хранил.
Град Ярославль в тот год
   князь жезлом заложил. (1010)
Потом жезл у царя
   у Грозного тот был. (1580)
1551.
Леонтий ж из Печёр
   в Ростов опять пришёл.
Врата он пред собой
   закрытыми нашёл.
Леонтия волхвы
   под градом тем убили. (1077)
Исайю лишь, его
   преемника впустили.
Он тоже из Печёр
   Леонту вслед пришёл.
Князь Изяслав его
   в егумены возвёл.
Димитровским сперва
   монастырём он правил. (1062-1077)
Потом в Ростов стопы
   к Леонтию направил...
Ростов Исайя мних
   огнём, мечём крестил.
Потом с ордой своей
   он Суздаль осадил,
Ворвался ночью в град
   к Христу всех обратил. (1077)
Бояре да купцы
   Егошу лишь приняли.
Ростовскую же чернь
   там мерей все считали.
Та меря на реке
   под Кинешмой собралась.
Река та Мерей же
   как племя нарекалась.
Орда ростовцев тех
   на Керженец помчалась
1552.
К родне к марийцам вниз
   по Волге меря шла,
Хоть мерей уж она
   вся русскою была.
Хоть черемисою
   мари она звала...
Их за Ветлугой та
   мари уже встречала.
До Вятки аж мари
   в лугах там проживала...
Илеть и Кокшагар
   ростовцы перешли.
(Другие же на юг
   на Алатырь пошли.)
Высокую гору
   над Волгою нашли
И городок Югру-
   Керман там возвели. (1005)
1553.
В горе пещера там
   глубокая зияла.
В пещере той змея
   двухглавая сияла.
Змею югра тогда
   азаром почитала,
Мор, Азырена, Смерть
   в драконе созерцала.
Ростовская там чернь
   сто лет уж проживала,
Ведичество своё
   артельно развивала.
Ведичество как Правь,
   как Славу почитала,
Правь Инглиею ту
   и Артой величала...
Змеисто место то
   и рыбно очень было.
Привольным для житья
   зверистым очень слыло.
Пчелистым, пастбищным
   то место б я назвал.
Брахимов,град Булгар,
   за Волгой там стоял.
1554.
Град Ибрахим Коран
   тогда уж почитал.
Оттуда Саин-хан
   в Югру-Керман примчал.
Дракона он убил,
   войну с Югрой начал.
Три года та война
   с ростовской чернью длилась. (1101-1104)
Югра-Керман потом
   Саину покорилась...
Князь Суздальский Андрей
   Ростовом управлял.
Югру-Керман своей
   он вотчиной считал.
Тотчас же град Брахим
   огню Андрей предал. (1160)
В Югру-Керман тогда
   брахимовцы бежали.
Уч-элем уж Югру-
   Керман они назвали,
Трёх-градием Югру-
   Керман уж величали.
Ведь первый эль же, град,
   югорцы там срубили.
Второй эль-град уж там
   ростовцы заложили.
А в третьем булгры уж
  брахимовские жили.
Брахимов-аль-Джадид
   Югра уж прозвалась.
"Брахимов Новый град"
   Югра уж величалась.
1556.
Газан полковник град
   стеною весь обнёс.
С тех пор Уч-Эль как град
   Газан (Хасан) уж рос. (1220)
По-русски ж этот град
   Казанью нарекался.
Границею земли
   он русской величался...
В марийские луга
   ростовцы убежали.
Там Инглию они,
   Перуна почитали...
Мари там луговой
   уж черемисой звалась,
Средь муравы, травы
   за Волгой размножалась.
Там с муромой она,
   с муравчатой якшалась,
Алатырской водой
   священной причащалась...
Уж Арсе меря там,
   не Арте уж молилась.
У мери царство там
   уж Арсское родилось.
Уж северней оно
   Казани находилось.
"Брахим-Джадид" Казань
   в ту пору называлась.
Как Новый Ибрагим
   Уч-Эль она писалась.
1557.
Печёрский Кукша в год
   тот вятичей крестил.
Но обезглавлен всё ж
   волхвами Кукша был. (1213)
С ним отрок ученик
   в гроб вместе угодил.
А Пимен ученик
   в Печёры убежал.
С учителем там в год
   один он смерть принял.
Тут вятичи ордой
   на Алатырь бежали,
У муромских волхвов
   пристанища искали."
1558.
Речь Павла слушал ту
   всё Серафим Мошнин.
Так размышлял при том
   уж Прохор-Серафим:
"Ты, вроде, Павел князь,
   и не существовал.
Возможно, Азырен
   тебя мальцом сожрал...
Ведь в Муроме сперва
   князь Ярослав сиял. (1096-1139)
Олег, брат Горислав,
   юнца всё опекал.
Град Муром Ярослав,
   Олег не окрестили,
В Оку загнав народ,
   волхвов лишь разъярили. (1096)
В Рязани уж князья,
   не в Муроме злом жили.
Рязань как раз в тот год
   князья и заложили. (1096)
А первым Святослав
   уж в Муроме княжил. (1130-1145)
Брат Юрий вслед за ним
   град Муром получил. (1145-1150)
Он Ярославичем
   как Святослав, брат, слыл.
Князь Святославич же
   Владимир после жил. (1150-1160)
Сын Юрий же Второй
   его преемник был. (1160-1175)
Должно быть, Юрий вас,
   Пётр, Павел, и зачал.
1559.
А может "Константин"
   себя ты, Павел, звал?
В монашестве потом
   ты Павла имя взял? 
Ведь, Ингорь сколько вас,
   Пётр, Павел, не искал -
Давыда всюду он
   лишь в хрониках встречал.
Но Константина там
   он тоже не видал.
Епископ муромский
   о тех князьях лишь знал,
Святыми нарекал,
   а может поп тот лгал?
Арсений первым там
   епископом блестал. (1196-1213)
С Черниговскою он
   епархией порвал...
Как Чёрный Всеволод
   уж Ингорю писал:
"В те годы Муром град
   по Кривде угасал. (1175-1192)
Уж в Муроме совсем
   тогда князей не стало.
Артель волхвов тогда
   уж градом управляла.
С Брахимовым артель,
   с Казанью торговала.
Князей с их помощью
   из Мурома прогнала.
1560.
Ты, Константин, тогда
   в Чернигове уж жил.
У Святослава ты
   уж в Киеве гостил.
Черниговским тот князь
   и Киевским же был.
Кузеном Святослав
   тот Игоревым слыл.
Тот Игорь князь с полком
   на половцев ходил...
Князь Павел-Константин,
   ты "Святославич" звался. 
Князь Муромский, отец,
   как Киевский писался.
Ты в Муроме отца
   давно уж схоронил. (1145)
А может Киевский
   твоим отцом князь был?
Уж  "Слово Святослав
   Златое" изронил. (1187)
Ты, Константин, артель
   северскую собрал.
Взял Муром штурмом ты,
   но сына потерял. (1192)
Святым твой Михаил
   и чудотворцем стал.
Второго сына волхв
   при штурме зарубил.
Твой Фёдор тоже тот
   святым потом прослыл...
Ты, Константин, опять
   народ в Оку загнал.
Храм Благовещенья
   ты в Муроме создал.
Так Муром первый храм
   Егошин увидал.
1561.
Потом ты, Константин,
   ошибку совершил,
Епископом себе
   Арсения внедрил, (1196-1213)
Черниговского тем
   епископа озлил.
Ты, Павел-Константин,
   тринадцать лет княжил. (1192-1204)
Чёрт Азырен, должно,
   тот срок определил.
1562.
Но в хрониках тебя
   князь Ингорь не нашёл.
Владимир в те года,
   князь Юрьевич уж цвёл. (1204)
Владимиром Вторым
   на стол тот князь взошёл.
Владимир Первый - брат
   твой, Константин, же был. (1155-1160)
Брат Святославичем 
   как ты же, Костя, слыл.
Я думаю, Вторым
   Владимиром ты стал. (1204)
В монашестве потом
   ты Павла имя взял.
Владимир Первый же
   как Костя сан принял. (1161)
Арсений то ж не знал -
   двух вас одним считал.
1563.
Владимир и Давыд,
   вы, в Муроме блестали! (1204)
Вас Павлом и Петром
   потом уж величали.
Февронию в селе
   вы в Ласковом и взяли. (1204)
Владимир-Павел, в год
   тебя тот схоронили.
Лет двадцать пять потом
   Пётр с Ефросиньей жили. (1204-1228)
К Гнезду Большому Пётр-
   Давыд тот приезжал.
Защитником князей
   рязанских Пётр там стал.
В убийстве их Давыд
   там Глеба обвинял.
1564.
Потом же Юрий, сын,
   твой, Муром получил. (1228-1238)
Петра с Февронией
   в гробу Пётр схоронил.
Пётр с Ефросиньей же
   всё девственность хранили
И собственных детей
   они не наплодили...
Епископом тогда
   уж Ефросиний звался. (1213-1237)
В честь Ефросиньи он
   в то имя записался.
Сам Азырен его
   с Февронией зачал.
Змей Ефросиньиным
   сперва мальца назвал.
Миф о Февронии
   епископ записал.
Потом епархию
   Иосиф уж принял. (1245-1254)
1565.
Град Муром в годы те
   в развалинах лежал.
В Чернигове опять
   князь Юрий ваш уж жил.
Чернигов хоть тогда
   Батый дотла спалил.
Тут в Киев Юрий князь,
   в Печеры перебрался,
Бояр своих, купцов
   в артель сплотить пытался.
В град Муром он с Ордой,
   с артелью той вернулся.
С волхвами в Муроме
   князь Юрий вновь столкнулся. (1254)
Тот Юрий, говорят,
   не Муромский уж был.
Тарусским князем он,
   Михайловичем слыл. (1246-1346)
И в Муроме тот князь,
   тот Юрий год лишь правил.
Епископом он там
   Василия поставил. 
В Тарусу после он
   стопы свои направил.
Охрану для попа
   он в граде не оставил...
1566.
Волхвы Василия
   тотчас же окружили
И камнями попа
   почти уже забили.
Епископ рясу вдруг
   на гладь Оки простёр.
На рясу как на плот,
   на реку он взошёл.
Так в Старую Рязань
   к Олегу он уплыл, (1255)
В Рязани быть теперь
   епископом решил.
Князь Красный там Олег
   Василия встречал.
Батый Олега же
   ещё не растерзал...
Руины, не Рязань
   Василий увидал.
Олег Рязанский Спас
   лишь только возрождал.
Василию тут жить
   он, в Спасе, предлагал...
Василий ж Переславль
   для жительства избрал.
Тот ближе к Мурому
   же по Оке стоял...
В тот год как раз Батый
   Олега львам отдал.
Роман Олегович
   же в Переславль бежал.
Роман же Ингорич
   Рязанский Спас занял. (1258)
На Алатырь с отцом
   он Ингорем попал.
Тебя он, Павел-Влад,
   у камня тут видал.
Ты Ингоря потом
   за мной уж в Курск послал. 
1567.
А в Муроме тогда
   уж Ярослав блестал. (1260-1290)
Брат Юрьич Ярослав
   твой Юрия зачал.
Четвёртым Юрий тот
   уж в Муроме сиял. (1290-1351)
Москве он Муром и
   Ардатов передал.
А сам в Тарусе уж
   князь Юрий проживал.
Там, говорят, князей
   Волконских он зачал.
Свой муромский им дух
   разбойный передал.
Потом Волконские
   князья все взбунтовались.
В Литву бежали все
   и вновь Москве отдались. (1401, 1500)
У Юрия того
   Василий брат же был. (1310-1345)
Данилу этот брат
   Васильича родил.
Тот Юрия потом
   под Муромом разбил."
Так Прохор-Серафим
   всё размышлял Мошнин.
Князь Павел-Константин
   всё ж Правду говорил: 
1568.
"Темир-Булат ордынский
   тот град с землёй сравнял. (1366)
Из Арзамаса русов
   в Ардатов хан прогнал.
Тогда Темир-Булат
   Казань уж основал.
Из Старого Газана
   булгар туда согнал.
Потом Темир-Булат тот
   в Орде казнённый пал.
Асын князёк Казанский
   Москвы уж власть признал. (1377)
И Арсский царь удмуртский
   слугой Руси уж стал...
Иван царь Грозный в Муром
   в то лето приезжал.
Там мраморных царь стен
   руины всё искал.
Гроб Константина там
   царь, Павла, отыскал.
Петра царь гроб двойной
   потом облабызал...
Ардатка на Алатырь
   царя сопровождал.
Дорогу на Казань
   царю он показал.
Потом Ардатка новый
   Ардатов основал. (1550)
В низовьях Алатырских
   Ардатов тот стоял.
Когда Иван же Грозный
   Казань завоевал,
Град Арзамас он снова
   на Теши воссоздал.
Ардатовских царь русов
   вновь в Арзамас пригнал.
1569.
Алёна, то есть Лёля
   в Ардатове жила.
От бога Леля лакшми
   к ней, Лёля, снизошла.
Как аленький цветочек
   юница зацвела.
В лесу Алёна раз
   чернику собирала.
Всё глубже в дебри леса
   Алёна проникала.
Алатырь вдруг, река,
   пред нею заблестала.
Шалаш у камня белого
   Алёна там нашла.
Бесстрашно в тот шалаш
   Алёнушка вошла.
Азровка в шалаше
   как мумия сидела,
Как будто труп живой
   на Лёленьку глядела!
От страха Лёля вмиг
   там в обморок свалилась.
Азровка в тот же миг
   в Алёну воплотилась,
Чтоб Азырена вновь,
   чтоб Совмака найти,
Княжной в Алатырь вновь,
   в Ардатов чтоб войти.
Тут кала-чакра вновь
   в азарте закрутилась.
Арена кровью вновь
   Иблиса обагрилась.
1570.
Алёна чудеса
   творить с тех пор и стала.
Ведуньей, ведьмой уж
   молва Алёну звала,
За Правду тут она
   гонения познала.
Поэтому она
   в монахини пошла.
Но даже там она
   покой не обрела.
Колдуньей, волховой
   её попы прозвали,
Вмиг из моностыря
   "Елену" прочь прогнали.
1571.
На бунт Ардатов вмиг
   Алёна подняла.
Артель собрала и
   град Темников взяла,
Всю землю арзамасскую
   крестьянам раздала,
Артанию-Арсанию
   на Теше создала!
До Рюрика та Арта
   когда-то тут цвела...
Руг Рюрик Инглию сперва
   как Арту почитал.
Фриз ютский Рюрик Ругский
   нам Русь потом создал...(862)
На помошь арзамасцам
  уж Стенька Разин плыл,
Совмак как будто в нём,
   Спартак теперь ожил,
Симбирск, Алатырь, Пензу,
   Саратов захватил...
Но Юрий Долгоруков
   Алёну разгромил.
Ардатов взял князь Юрий,
   град Темников спалил.
Князь Юрий Долгоруков
   северским князем был.
Святого Михаила
   своим князь предком чтил.
В Чернигиве сперва
   Михайло тот княжил.
А стольный Киев он
   потом уж захватил...
Князь Юрий ж Долгоруков
   Алёну в плен как взял -
Пытал князь Юрий ведьму,
   в звезду ей луч втыкал.
Назаров Артамон
   ему в том помогал.
Ардатовской тюрьмой
   Назар тот управлял.
Алёне Артамон
   в звезду копьё вставлял,
Семидесятый год
   тогда хоть отмечал.
Увидел Юрий то
   и свой клинок достал.
В звезду Алёне клин
   как в ножны он вогнал.
Влагалищем тогда
   все ножны называли.
Кии - клинком, а избы 
   все ножнами считали.
Азарт притом, огонь,
   князь Юрий испытал.
С Алёной князь дитя
   в Ардатове зачал...
Ардатовцев двенадцать
   князь тысяч враз казнил!
Алёну Арзамасскую
   князь на костре спалил. (1670)
Из лона вдруг Алёны
   дитёнок воспарил!
В огне ж, в азаре том,
   дух Азырена жил.
Азровку ж Азырен,
   не князь осеменил.
1572.
Азаровым дитя
   князь Юрий объявил.
Огонь, азар, ж мальца
   ничуть не опалил.
Поскольку Хазар-ван
   в мальце бессмертный жил.
Азарова юнца
   князь при себе держал.
Назаровым его
   Артёмом князь назвал.
Но чей Артёмка сын,
   князь Юрий то скрывал.
Назаровых тогда
   род древний угасал.
В служивый этот род
   Артёмку князь вписал.
Он знал, что Хазар-ван
   Назаров род зачал.
С которым шах Навзар
   когда-то враждавал.
На Теши Артамон
   Назаров дед лишь жил.
Детей и внуков дед
   своих всех пережил.
Артёма Артамон
   тотчас усыновил.
Назаров хоть Артём
   Азровки сыном был.
От Совмака Азар
   Артём происходил.
Потомком Спартака
   Артём Азаров слыл.
Агартис род его
   подробно описал.
"Двадцать четвёртый бук" -
   так книгу он назвал.   
1573.
Ардатовцы тотчас
   на Керженец бежали.
Раскольники артель
   радушно их встречали.
Духовностью своей
   ардатовцев спасали.
Среди лесов болота
   там старцы осушали.
Там город Керженец
   на речке основали.
Там Керженец болотный
   тёк. В Волгу он впадал.
Он тридцать вёрст восточней
   от Нижнего бежал...
Ардатовцы ж потом
   на Алатырь бежали.
Бродячую артель
   на речке той собрали.
Град Алатырь уж там
   сто с лишком лет стоял. (1552)
Град реку Алатырь
   собою заперал.
В Ардатове втором
   артельцы побывали.
Там Грозного царя
   артельно вспоминали.
Тут Грозный царь Иван
   когда-то ночевал.
Ардатка путь царю
   к Казани показал. (1551)
В награду место то
   Ардатке царь отдал.
На том Алатыре
   артель семь дней блуждала.
Азровка знать артель
   к себе опять призвала.
Вдруг камень Бел Горюч
   артель там отыскала,
Под тем Алатырём
   все "Веды" закопала.
1574.
На юг, по Суре вверх,
   ардатовцы пошли.
Там Труев град они
   на речке Труй нашли.
Кузнецком уж потом
   град Труев был назван.
Селом был Труй сперва,
   на речке Труй стоял.
А Труй в реку Суру
   струился и впадал.
Труй в Суру, в Мокшу тёк,
   и в Волгу он бежал...
Казанскую Орду
   уж век как русы взяли,
Симбирск, Саратов, Сызрань,
   Самару основали. (1580)
На Труеве, в Засурье
   лишь русы не бывали.
Тайга, дубрава там
   сплошная бушевала.
Там Кадада-Каслей,
   река, в Суру бежала.


5. Нарышкины, Тютняры

1575. Среди болот Тютнярь ардатовцы нашли И по Тютняри вниз на Кададу пришли. По-муромски же "нар" - река или вода. А "Тють" же означает "разлилась" что она. Вдоль по Тютнярь-реке артельцы вниз пошли. За тридцать вёрст они от Труева ушли. В тайге Тютняру там, деревню основали, Артельно, вольно там лет тридцать обитали.(1671-1701) Марийцев на реке давно уж след простыл. Засурский край совсем тогда безлюдным был. Один Нарыш, князёк, на Труеве там жил. Нарышкиным тот пан свой Труев уж назвал, Потом в Москву умчался, служить царю там стал. 1576. Из Эгеры Моравской князь род свой исчислял. Град Эгеру султан полвека осаждал. Германцев "звёзды Эгеры" на подвиг вдохновляли. Моравы, чехи, венгры, Европу там спасали, Щитом Европу всю от турок закрывали Мадьярскою столицей Эгер в то время стал. Ведь, Буду, Пешт и Обуду султан в то время взял. Из Эгеры Нарышци к полякам отступили И земли под Смоленском в именье получили. Поляки ж град Смоленск России уступили. К Руси на службу тут Нарышки поступили... Нарышкину за службу царь Труй Кузнецкий дал. Князьком засурским там с тех пор Нарышкин стал. 1577. На Суре в том году уж Пензу основали, Уж в Сызрани черту засечную создали. Нарышкин Полуэкт в Москве уже блестал. И сын его Кирилл юнцом уж взрослым стал, На Вологде, на Мазе он вотчину добыл. Он имя "Мазы Труевской" поместью подарил. Трёх сыновей и дочь Кирилл с женой зачал. Но года через три Кирилл уж в гроб попал. Матвеев Артамон сирот к себе забрал. 1578. Жена же Артамона шотландкою была. Авдотья Гамильтон его была жена, К себе Наталью жить Нарышкину взяла И Алексей-царю в супруги отдала. (1671) Великого Петра с Натальей царь зачал. Матвеев ж Артамон всей Русью править стал. Нарышек, братьев трёх, в помошники он взял. Князь Юрий Долгорукий соратником их стал, От имени Натальи, царицы управлял. Нарышкину же он царицей почитал. Назарку сорванца князь во дворце держал. Двендцатый уж год Артём Азар справлял... Нарышкины давно в Москве в ту пору жили. О Труеве-Кузнецке совсем они забыли. Но Фёдор-царь лишь умер - стрельцы в Москве восстали (1582) И Артомона с Юрием до смерти растерзали. Нарышкиных двоих стрельцы те зарубили. Царевне Софье власть Нарышки уступили. 1579. Спустя семь лет всего ту Софью прочь сослали, Нарышкиной опять, царице, власть отдали. (1689) Брат Лев Нарышкин уж всей Русью управлял. В дворцовое владенье Тютняру Лев вписал. Лев в вотчину Тютнярь себе уворовал! Царя Петра же дядей Нарышкин Лев уж стал. 1580. Нарышку, дядю Льва, Пётр Первый схоронил. (1705) Меж сыновей царь Льва поместье разделил. Старик Нарышкин Лев уже вдовцом являлся. Но перед смертью Лев с девицей обвенчался. Девице Анне той Тютняру Лев отдал. Семнадцатый лишь год той Анне наступал... Фельдмаршал Шеремет тогда вдовцом уж был. Всей армией Руси Борис руководил. С литовкой Мартой он Скворонской пленной жил, Но Меньшикову он ту Марту уступил. А Меньшиков Петру чухонку подарил. Пётр ж Марту Катериной, царицей, объявил. 1581. Граф Шереметьев вдруг Борис приободрился. К Нарышкиной вдове старик Борис явился. (1712) Хоть двадцать пять уж лет Нарышкина жила, Сергея, Петю графу, Наталью родила. Наталью ту молва Нектарией звала. Бессмертная опять Азровка в ней жила. Нектар испить она Наталье, мол, дала. Бориса Шеремета когда похоронили, Нектарии тогда Тютняры и вручили. (1720) 1582. Луга ж вокруг Тютняр Назарову достались. Но целиной луга невспахоной остались. Холопов же своих Назаров не имел. Луга те распахать один он не сумел. Служить царю Петру Назаров не хотел. В дубравах Арт гулял. На небо Арт глядел, В разряд "служивых хоть людей" попасть сумел. Назаров летом лишь порой в Тютняре жил, Тютняркам он в звезду порой лучом входил. Так юнги от него тютнярские рождались. В фамилию они Назаровых писались... 1583. К Назарову в избу Аблязов раз явился. (1707) Тютнярские луга купить юнец стремился! Назарова луга Аблязов вмиг купил. Аблязово на них он Нижнее срубил. Он купленных в Руси крестьян там поселил... Совсем земель теперь тютнярцам не хватало - Ведь, в трёх верстах от них Аблязово стояло! Аблязову вослед и Зубов прискакал. В версте он от Тютняр Гремячий Ключ создал! Он "Анненковым" ключ потом именовал. По руслу выше Ключ Тютнярскому стоял. А Северней опять Аблязов разъезжал. Назаровы луга Аблязов размечал. Аблязово он там уж Верхнее строгал. Он крепостных с Руси в Аблязово согнал, Луга все распахал и барщину создал... Дубравы по холмам тютнярским громаздились. И вскоре два Дубенских села там появились. Там Верхнее и Нижнее Дубенские стояли. Аблязовы за теми Дубенскими лежали. А Нижнее Аблязово столицей после стало. Тютнярскую всю волость село то возглавляло. Христорождественским его Тютнярия назвала И Александровским ещё Аблязово писали. Но ближе всех к Тютняре Дубенское блестало. Архангельское ж ближе, в версте всего сияло. А Верхнее Аблязово Преображенским стало. Мустафинка с тем рядом Аблязовом лежала. А Анненкова выше Хоневка уж стояла. 1584. Тютнярцы удивлялись, в Аблязово ходили, На барщину дивились, руками разводили. От рабства пять лишь вёрст тютнярцев отделяли. Помещиков своих тютнярцы ж не видали. Не сеяли ж они и плугом не пахали, И гнёта над собой боярского не знали. Лишь старосту они артельно выбирали. Как прежде старца все же артаманом звали. Все ягоды, грибы в дубравах соберали, Горох сажали, репу, орехи добывали, Колёса, коромысла, кадушки продавали. Все мяли кожу в чанах и ею Труй снабжали... Зимой тютнярцы все артелью собирались. К аблязовцам они на стройки нанимались, Артельно печки там за деньги возводили... Бурлацкими они артельщиками слыли, Ярыжным всем гуртом на Волгу уходили. 1585. Пётр однодворцев вдруг дворянства всех лишил. Вмиг под указ Петра Назаров угодил. Крестьянином теперь тютнярским он вдруг стал. С детьми в простой избе теперь он проживал! Служивый человек хотя Артём и был. Разрядом то есть Арт дворян превосходил. Назарова всё ж Пётр в класс шляхты не включил. Нарышкины его, должно, оклеветали. Тютнярские луга забрать они мечтали... Художники ещё к тому ж в Тютняри жили. Иконописцы те с Назаровым дружили. Тех староверов все иконописцев чтили. Прозванье "богомаз" они там заслужили. Фамилию ж они Мироновых носили. Назаровым девиц они своих дарили. Детей взаимно так они переженили." 1586. "Нектарию ты, князь тут Павел, помянул, На Шереметьеву на дочку намекнул," - Тут Павла Серафим, север святой, прервал, - В Печерский монастырь мальчёнкой я попал. (1777) Мне Досифей о той Нектарии сказал. На троне Пётр Второй мальчишка уж блестал... 6. Нектария, Долгоруковы, Аблязовы.
1587. Голубоглазый бой на трон уж, Пётр, попал. (1728) Уж регентом при нём князь Меньшиков блестал. Князь Марью, дочь свою, в царицы продвигал, Чтоб Пётр, красивый бой, Маруську в жёны взял! Жениться на Маруське Пётр юный не желал. Пётр Меньшикова с ней в Берёзово сослал. Так Остерман Петру, учитель подсказал. Маруську к хантам Пётр в Берёзово послал! Пётр Долгоруким власть князьям всю передал. 1588. Но Долгоруков Серж в Маруську вдруг влюбился, В Берёзово умчал. на Машке там женился. На Сосве, средь болот, попы их обвенчали. Двух юнг там, двух княжат, супруги вмиг зачали, В род Долгоруких свой, в род Рюрика вписали... В семьсот тридцатый страшный год их всех взяла могила. Весной же обская вода могилу их размыла. Младенцев юные тела с гробами вместе смыла И в океан их унесла, тюрьму освободила. Для новых узников вода порог тюрьмы отрыла. 1589. А мальчик Пётр Второй тогда в Москве уж проживал. Пётр Ваню Долгорукова в друзья для игр избрал. Сестру ж Ивана Катю невестой Пётр назвал. В невесты ж другу Вани Нектарию Пётр дал... Помещецею та тютнярскою являлась, Хотя в свою Тютнярь ни разу не являлась. Первейшей на Руси невестою считалась, Хоть без отца, без матери Нектария осталась. Двух графов Шереметов сестрой она была. Семнадцатая ей весна тогда лишь шла. Две свадьбы Пётр, Иван играть вдвоём решили, Но Долгорукие князья Петра вдруг простудили! И смерть Петра в пятнадцать лет в могилу забрала. И Русь курляндку Анну царицей избрала. 1590. Всех Долгоруких Анна в Берёзово сослала. В тот год как раз весной вода всех Меньшиков забрала. Нектария в Касимов за мужем вслед попала, За Долгоруким Ваней в Берёзово примчала... Так сразу после свадьбы на Обь они попали. Там с Катей Долгорукой среди болот блуждали, Могилку юнг князей напрасно там искали, В Берёзовской тюрьме двух мальчиков зачали. Так Рюрикову роду князей двух новых дали. Умершие мальцы в тела их воплотились. Из живота они Нектарьи вновь родились. 1591. А Катя, царская вдова, бесплодна всё ещё была, И Дмитрия Овицина в Берёзове нашла. Географом полярным Овицын Дима был. Катюшу Долгорукуву некстати полюбил. Царице Анне вмиг об этом доложили И Дмитрия Овицина в матросы низложили. Царица на Камчатку его перевела. Нектария ж тогда беременной была. Ребёнка Дмитрием княжна тогда назвать решила. Тем Долгорукой Кате Нектария польстила, Золовку ж Катю с Димой царица разлучила. 1592. В семьсот тридцать восьмом царица Анна злилась. (1738) Казнить трёх Долгоруких царица враз решилась. Их в Новгород прислать она распорядилась. Нектария тогда уж Мишу родила, (1731) Уж Дмитрием, меньшим беременна была, (1738) По мужу горевала и волосы рвала. В темнице даже лбом она о стену била, "Проститься с мужем дайте!" - пронзительно вопила. Тюремщики её верёвками скрутили И под замок в тюрьму княгиню посадили. Младенца Мишу с ней в ту ж яму заточили. 1593. Нектария в азарте аж по полу каталась, В истерике вопила, в верёвках извивалась. В рубахе лишь одной Нектария валялась, От холода дрожала и голая рожала, От боли нестерпимой пронзительно кричала И визгом, воплем тем сынишку напугала. Сын, маленький Мишутка, аж в уголок забился, На мамку глядя, плакал, но подступить страшился. На матери верёвки не мог он развязать, Чтоб без верёвок мать быстрей смогла рожать. Верёвки же звезду Нектарии сжимали, Раздвинуть ту звезду и ноги не давали! 1594. Седьмую лишь весну на свете Миша жил,(731-1738) Но ловоким бой уже, смышлёным, умным был. Поплакал бой в углу - и всё сообразил. Рубаху мамки бой руками вверх задрал. Ладошки бой в звезду отважно затолкал И брата из звезды за голову достал. Губами в рот потом бой пуповину взял. Зубами тот пупок бой вмиг перекусил, От мамкиной избы братишку отделил. (1738) 1595. В тюрьме так, в темноте князь Дима и родился. Он нервный, слабый был, и в судоргах он бился. С младенцем делать что, Мишутка-князь не знал, Слизь с голого мальца ладошкой обтирал, Его согреть пытался, но только зря старался, Сам в крови, в слизи лишь братишки измарался. Он под рубашку к телу младенца прислонил, Коленки на мальца и локти положил. Руками и ногами братишку прижимал, В лицо мальцу теплом, бой ртом своим дышал. Мальчёнки шею, грудь, живот бой целовал... А мамка в забытьи в верёвках всё лежала Как мёртвая, сынку она не помогала. Звезда, изба её, лишь кровью истекала... В Берёзове они остались так одни Так в холоде, в тюрьме в ночь Диму родили. 1596. Тогда Елизовета царицей уж была (1841-1862) И Остермана с Минихом на север сослала. И Остерман в Берёзово к Нектарии явился, Хоть сам ж её на Обь сослать и умудрился. В избе князь Остерман уж в Меньшиковой жил. В избе той прежде сам он Меньшика сгноил... 1597. Когда Елизовет девицею была, Нектария её подругою слыла. Нектарию теперь царица вмиг простила И во дворец её из ссылки возвратила. Страдалицей она подругу нарекла. Поломников река к Нектарии текла. Бежать от славы тут Нектария решила. Ей "Спаское-Волынское" царица подарила. Казнённых Долгоруких поместье это было. Именье под Москвой Нектарию укрыло. Но море уж туда поломников катило! В Тютняру в глушь бежать Нектария решила. 1598. Пётр Шереметьев, брат, Тютнярь сестре отдал. Пётр старосте Тютняр вмиг Панину сказал, Нектарии избу чтоб тот большую дал. Назаров в той избе в то время проживал. Семидесятый год уж дед Артём справлял, Нектарии избу Назаров уступил. А сам с тех пор в лесу под деревом он жил. Назаров там Артур ему шалаш сложил... Единственный то внук Артёма-деда был... Тютнярцев сотен семь Нектарию встречали. (1742) Ведь, прежде бар, господ тютнярцы не видали. 1599. Одинадцатый год уж Мише отмечали, Но грамате его в тюрьме не обучали. В Тютняру тут княжна учителей взяла, Учиться в Петербург Михайлу послала. А Митю пятилетнего учиться не пустила. От глаз людских она в Тютняре Митю скрыла. Храм Дмитрия Святого в Тютняре возвела И Дмитровским селом Тютняру нарекла. Хотела небо чтоб ребёнка исцелило, От бесов блудных чтоб дитя освободило. Самой княжне тогда лишь тридцать лет пробило. 1600. Больным Димитрий князь и бесноватым был. Лишь брата Мишу князь Димитрий тот любил. Брат Михаил же сам, ведь Диму и "родил"! Но Михаил теперь уж в гвардии служил. Димитрий от того в Тютняре загрустил. Нектария тоской встревожена была. Всех юнг тютнярских вмиг в усадьбу зазвала, Красивых, чистых всех из юнг отобрала, Друзьями их для игр Димитрию дала, Пять гибких, стройных юнг к себе во двор взяла. Леонтий, Миша, Фирс, Сергей - их имена. Миронов Митрофан артель их возглавлял. Как Митра артаман мальчишек направлял. В Тютнярь-реке они все голые плескались, Играли, загорали, учёбой занимались. И девочек юнцы для Димы приводили. Тютнярки девки же красивыми все слыли. От Димы девки те беременны все были, И Рюриков геном с тютнярским геном слили! 1601. Безумный Дима-князь азартен, пылок стал. Князь Рюриков геном в тютнярок испускал! Нектария про блуд лишь год спустя узнала. Сергею, брату, вмиг тех мальчиков продала. Но в юном Диме пыл сильней лишь полыхал. Он плакал и друзей, всё мальчиков искал. Нектария его в чулане уж держала, Эрота Леля в нём лишь этим возбуждала. Азартней шакти лишь в мальчишке полыхала, Лель Кундалини аж в пингалу всунул жало. Князь мать не слушал уж, напрасно та кричала. Совсем безумен Митя стал, Он от любви весь трепетал. 1602. Сосед Аблязов, между тем, тогда уж умерал. Село Аблязово своё он внучке завещал. Он внучку эту в жёны Радищеву отдал. Пророка этот зять Радищева зачал. (1749) В Аблязове Иблис, в материю ниспал. Дэв читру в малыше Радищеве познал. Младенцу в ум Иблис свой логос затолкал! Предтечей Ленин-дэв Радищева считал. "Аблязово" Иблис "Радищевым" назвал, Тютнярии музей в "Радищеве" создал. Дэв Верхнее Аблязово так после величал. "Радищево" второе под Сызранью создали. Радищевы три раза в том месте лишь бывали. С Артёмом раз они по ягоды пошли И вверх полсотни вёрст по Кададе прошли. Исток Терешки там они и повстречали. Радищево потом на речке той создали. 1603. А Дмитрево село Тютнярой тайно звали. А "явно" Шелеметом село то величали. Так имя "Шереметьев" тютнярцы искажали. Радищев детство всё в Тютняре проводил. Он к Диме поиграть в Тютняру приходил. Но больше он не с ним, с Назаровым дружил. Назаров Артамон тогда уж правнук жил. Назаров внук Артур того мальца прижил. Назаров Артамон красив и ловок был... Радищеву седьмой же год когда пробил, То Ломоносов свой Мосунивер открыл. (1755) Граф Аграмаков в нём директором уж был. Граф этот в свояках Радищева ходил. Сам Аграмаков двух мальчишек породил. Граф мальчикам своим учителей нанял, В Мосуниверситет юнцов готовить стал. Радищев же отец про это лишь узнал, Так сына к свояку учиться вмиг послал. Радищев с той весны в Москве уж проживал. Он летом лишь домой в Тютняру приезжал. Он с юнгами в Тютняри совсем нагой купался, На зиму ж к Аграмаку учиться возвращался, С кузенами двумя наукой занимался. Назаров ж Артамон в Тютняре оставался. Он друга из Москвы всю зиму дожидался. 1604. Двенадцатый уж год Радищеву справляли. Тут в Корпус в Петербург пажём его отдали. (1762) Радищев при дворе в пажах уж состоял. В дверях царицы он как часовой стоял. При Катерине он, Великой состоял! И в Лейпциге потом Радищев уж учился. И как протоколист в Сенате он трудился. (1771) Тютнярь-реку порой он летом посещал. Своих он сыновей в ней плавать приучал. 1605. Безумца Диму же Нектария-княжна В Печёрский монастырь тогда уж отдала. Миронова ж Семёна в пажи ему дала... И вышла на берег Днепра, и с пальца перстень сорвала, И в воды бросила Днепра, сама же в монастырь ушла. Алёной Арзамасской второй была она! И книгу о себе княжна в монастыре писала, Портретами, рисунками сама ж иллюстровала. Художеством не зря ж Нектария блестала И первой на Руси писательницей стала, Для сына Михаила "Записки" сочиняла, Чтоб книгу Миша прочитал, о матери чтоб всё узнал, Ведь, мать свою и брата он с детства не видал. А год уж двадцать пятый ему тогда настал. 1606. Князь Миша Долгоруков всё в Питере служил. Женой Галицыну, княжну, себе уж он добыл. Но через год жены князь Михаил лишился. Со строгоновой князь в ту зиму ж обручился... С Катриной Долгорукой князь, с тёткой, повстречался, (С той Катей Пётр Второй когда-то обручался.) Вмиг с мужем тётки, с Брюсом, князь в Новгород примчался. Отца могилу, деда князь, плаху посетил. Князь церковь Иоанна у плахи заложил... Так с мужем Кати, с Брюсом, Михайло-князь сдружился, Как Брюсов протеже на службу устремился. А тётю Катю вскоре в могиле схоронили, "Невесты царской" платья все на костре спалили. Такое завещание Катрина им дала, Наряды все с собой в могилу забрала. 1607. Что Дима, брат, уж умер, тут Миша лишь узнал. Лет тридцать на земле Димитрий лишь страдал. (1738-1768) Миронова Семёна тут Михаил позвал, Чтоб княжича-монаха портрет тот написал. Семён же при монахе при Диме состоял. Как юный паж Семён с ним в келье проживал. Миронов Диму лишь в монастыре видал. Миронов Сима лишь там в келье с Димой спал, Будил его как паж, кормил и умывал. Как верный паж его он удовлетворял. Художником при том Миронов знатным стал. Он иконопись всю от дедов перенял. Так князя Долгорукого портрет Симён создал. Он душу князя-инока в портрете показал. Он князю Михаилу "икону" ту отдал... И если на портрет князь взгляд прямой бросал - То ангельский лишь лик князь братов созерцал. Когда ж на тот портрет князь искоса взирал - То демона блудливого князь в Диме наблюдал! Бес блуда на холсте Иблис пред ним предстал! Тем очень князь разгневан был, князь слугам приказал: "Миронову тотчас два пальца отсеките! В Беспаловых его фамилию впишите!" 1608. Нектарию ж в скиту, меж тем, похоронили (1771) И Михаилу книгу от матери вручили. Он ж Шереметьеву в музей "Записки" те отдал. Музей Пётр Шереметьев в Кускове уж создал. У Шереметьева Петра внук умный подростал. И Вяземскому он поэту внуком стал. С.Д. он Шереметьев был, уж книги он писал. "Записки" Долгорукой потом тот внук издал. (1810) И жёны декабристов "Записки" те читали, В Сибирь "тропой Нектарьи" с мужьями уезжали... 1609. Князь Павел, извини, не я то говорю. Но Правде говорить я ртом своим даю. Нектарию ж совсем недавно схоронили. (1771) Лишь девять лет с того мы времени прожили. (1771-1780) До декабристов мы с тобою не дожили. (1825) Но Правда коль гласит из рта так моего, Случится, значит, так, как я сказал, всё то." Тут Серафим от сна, как будто пробудился. Шумел дремучий лес, да Алатырь струился. На севере вдали Ардатов лишь дымился. Ни князя, ни хором - один туман клубился... Север тут Серафим на север зашагал. И к вечеру Мошнин в Саров уже попал. В лесу Саров с трудом север но отыскал. Средь сосен под горой пустынный скит лежал. 7. Стародубье, епархии, Назарий Саровский
1610. В Сарове Назария Прохор застал, О жизни и про егунов рассказал. Назарий ж Кондратьев на то отвечал: "Я о Стародубье давно уж слыхал. Три тысячи там староверов укрылись, В шестнадцати там слободах разместились. У них восемнадцать церквей там стоят, Четыре обители, скита, блестят... А первый стрелецкий как бунт разрозился, (1682) И в нём Долгоруков князь Юрий убился, Как поп Пустосвят стародубский явился, Так часть стародубцев в Литву убежала. Граница по Сожу тогда пролегала. 1611. На сожском там острове все поселились, На Ветке, на острове, там разместились. Согласием ветковским там окрестились... Им паны Халецкие земли те дали. Раскольников сорок там тысяч приняли. Дубовый они монастырь заложили, Пятнадцать слобод вкруг него разместили. Ветковская церковь у них возвышалась. Одна лишь она на Руси оставалась... Та Ветка для всех митрополией стала. Она лишь попов староверам давала. И беглых попов лишь она принимала, Крестила их снова, но риз не снимала, И в воду попов этих не окунала, Грех никонианства без речки снимала. В Кержацкие скиты попов направляла. Хоть там соловецких монахов хватало. Часть тех кержаков уж на Ветку бежали. На Кержанце ж ветковцев уж принимали... Епископ единственный в Ветке лишь жил. Он сотни попов уж рукоположил... 1612. Им Анна в Россию вернуться сказала. (1733) Община вмиг церковь свою разобрала. Но церковь та в Соже, в реке, затонула. И молния следом ужасно сверкнула. Что всплыло - то молния разом сожгла. Вернуться им всем в Стародуб не дала. На Ветке раскольники снова остались, Гвоздичное мирро варить там пытались. В гвоздику корицу они подбавляли, Помазанье мирром своим совершали, Попов на Урал и на Дон посылали, В Молдавию даже попов поставляли. 1613. Литву Катерина ж когда захватила, (1764) То Ветку тотчас же она разгромила. Все ветковцы вновь в Стародубье примчались, Превысить числом стародубцев старались. Раз в десять числом они больше являлись. Им скиты царица открыть разрешила, В долинах Иргиза им земли вручила. (1762) Две тысячи там уж монахов блестало... Лужковское после согласие встало, Что единоверие не поддержало, Общаться с неверными же разрешало. 1614. Мы, старцы, хоть новой уж верой блестаем, Иргиза традиции мы почитаем. Свою тебе скуфью я, Прохор, дарю. Я сам в Валааме теперь уж живу, Там в греческом новом клобуке хожу. На скуфью, её стародубцы пошили. Когда на Иргиз они тут проходили, Мне скифскую скуфью свою подарили. И с ними туда кержаки вслед поплыли... Егун, значит в Льговском уж ските живёт? Уж скит Слободой Монастырской слывёт? Нас тоже в те годы едва не закрыли, (1762) Крестьян монастырских указом лишили... Скит Льговский ж обителью новой уж был? Там родичь Егун твой Чергуптович жил? 1615. Почти треть крестьян монастырскими были, Суды у владык там своих лишь творили. Не баре, мноахи там руководили. Чиновники ж этим монахам служили... Но царь "Уложение" быстро принял. (1649) И в нём Монастырский приказ прописал, Крестьян из под власти монахов чтоб взять, Всех в веденье их Мон. Приказа отдать... Егумены этому ж сопротивлялись. Вводить Мон. Приказ тут цари постеснялись. 1616. Пётр вновь Монастырский приказ возродил. (1700) Семь тысяч дворов Пётр себе отрядил, В обители после их Пётр возвратил. Хозяйства в госсекторе ж убыль терпели, А в монастырях же все прибыль имели. Приказ Монастырский царь Пётр распустил. Потом Эк Колегию Пётр учредил. (1726) Сперва при Синоде она состояла. Потом при Сенате она уж блестала. (1738) В Синоде потом канцелярией стала, Людьми монастырскими там управляла. (1744) 1617. Указ Лизовета потом подписала, Реформу хозяйств монастырских начала. (1757) Пётр Треттий реформу ту быстро начал. (1762) Все земли крестьянам Пётр в руки отдал. А выкуп с них рубль Пётр за год только взял. Оброк не монахам, а в банк Пётр сдавал, В чиновники им инвалидов прислал, Хозяйством чтоб отставники управляли, Хозяйства чтоб все инвалидов приняли, Хозяйства чтоб все богодельнями стали. Вот так Егуновы во Льгов и попали, Армейскими отставниками примчали, Уж как инвалиды во Льгове блестали. 1618. Пётр вновь Эконом вдруг Коллегию ввёл, (1762) В Сенат из Синода опять перевёл. Пётр лишь Монастырский указ подписал, Как дня через два он вдруг с трона пропал... Крестьяне ж реформу с восторгом приняли. Сверженье Петра они все осуждали. Вдруг все заббастовку они объявили. И все на работу уж не выходили. Повсюду они саббатаж проводили. Вождями у них Егуновы уж были... Почти миллион монастырских тех было. При Троицкой Лавре сто тысяч их жило. Арсений, епископ ростовский, восстал. Шестнадцать он тысяч крестьян ж потерял. 1619. Петра Катерина царица убила. Катрина крестьян всех тех вмиг закрепила, Их экономическими объявила. Их всех с госкрестьянами быстро сравняла. Им тысячи вновь инвалидов прислала. Мол, вы инвалидов должны содержать, Должны богодельни опять открывать. Ведь, с Портою снова война начиналась. Волна инвалидов опять ожидалась. 1620. Мамлюки об этой войне лишь узнали - Восстание тотчас в Египте подняли, (1769) Султаном Али Мухамеда избрали... Египтом же Порта лет двести владела. (1517-1769) Мамлюков она истребить не посмела. Своих мамлюков Порта напокупала, Но их янычарами уж величала. Когда мамлюки же в Египте восстали, То к бунту они янычар всех призвали. Вмиг Порта братания их испугалась, Вмиг всех янычар истребить постаралась." (1803,1825) 1621. Назарию Прохор Мошнин отвечал: "О Правде северской Егун мне сказал: "Мы в Правде и в Духе северы все жили. Мы Правде той, Орте, и Муром учили. Епархией третьей в России мы слыли. Все храмы до Нижнего наши, ведь, были. Но двух лишь святых мы Руси подарили. Антония лишь, Феодосия мы, Почтить как северов святых лишь должны. Причины той скудности ясно видны. Святых мы имели, но где же они? Они все неканонизированны! Епископом в святки не занесены! Епископов были же мы лишены! 1622. Батый как в Чернигове храмы спалил, (1240) Епископ в Царьград к патриарху уплыл. Полвека епископов мы не имели. (1240-1300) От этого церкви у нас захерели. Уж в Брянск к нам епископ потом лишь явился. Дебрянско-Черниговским он утвердился... В Орду Александр князь тут Невский примчал. В Сарае епархию князь основал. (1261) Сарайско-Подонский епископ тот был. В Сарае, потом в Переславле он жил, Поволжско-Подонско- Днепровским он слыл, Рязанские храмы восточные бдил. Калугу, Козельск он при том опекал. На Курск же и Рыльск он не претендовал. Епархией нас он чужою считал. 1623. А митрополитом Иосиф блестал. Батыя под Киевом он увидал, Из Киева тотчас в Царьград убежал. (1240) Кирилл ж с Даниилом Галицким дружил. Князь в митрополиты его посадил. (1254-1276) Вдруг в унию с папой Данила вступил. Кирилл во Владимир тотчас же умчал. Данила ж Петра униата избрал... Так русская церковь на три разделилась. (У ляхов в Галиции третья родилась.) 1624. Максим у Кирилла уж посох принял, (1276-1304) Владимир, не Киев столицей избрал. (1287) Из Киева Галицкий Пётр убежал. (1304-1329) В Москве похороненным быть Пётр желал. В Литве ж Новогрудский сиял Феофил. Он Киевский посох тогда захватил. (1317-1329) Московским владыкой же стал Феогност. (1329-1353) Роман ж Новгорудский наследовал пост. (1356) Галиция вновь митрополией стала. (1371) Стол от Казимира, поляка приняла. 1625. Тут серб Киприян в Новогрудок прибыл. (1375-1405) Владыкою Киевским там он прослыл. Алексий в Москве уж в те годы избрался. (1353-1380) За церковь уж он с Киприяном сражался... Когда же Алексий в Москве уж скончался, В Москву Киприян моментально примчался. Когда Тохтамыш же к Москве подошёл, То в Тверь Киприян моментально ушёл. За это князь Дмитрий его и прогнал. (1382) А посох князь Пимену уж даровал... Но Дмитрий едва лишь Донской князь скончался, Как вновь Киприян на Москве оказался. (1390) Он Русскую церковь вновь соеденил. С самим Свидригайлой владыка дружил. Исакий Черниговский вместе с ним был. В Москву Киприян их бежать пригласил. (1408) Уж Фотий московским владыкою был. (1408-1437) 1626. Епископ Исакий в Чернигове жил. (1402) В друзьях Свидригайлы Исакий ходил, В Москву за поддержкой Исакий прибыл. (1408) Григорий болгарин же серб Цинболак, Отцом его был Киприянов же брат, Владыкой тогда Новогрудским вдруг стал. Князь Витовт же Фотия гневно ругал: "Ты Фотий в Москве постоянно живёшь - Ты церкви литовские же не посёшь! Григория я у себя посажу! Я церкви свои от тебя отделю!" 1627. Григорий же в унию с папой вступил. Потом из в Молдавии руководил. Там лет в девяносто он в гроб угодил. (1452) Герасим Смоленский же Киев принял. (1433-1435) Дружить с Сигизмундом он вдруг пожелал. Герасима вмиг Свидригайло схватил. Вмиг митрополита в костре он спалил. Кейстутичем князь Сигизмунд этот был. Ольгердычем князь Свидригайло же слыл. Они за Литву уж тогда воевали, Герасима в битве той и растерзали. 1628. А Киевский стол Исидор тут занял, (1436-1463) В Флоренции унию с папой принял. В Москве Исидор этот грек проживал. Василий его под замком содержал. Но в Киев потом Исидор убежал, Григория ученика воспитал, Болгарину стол тому Киевский дал. (1458-1473) Сам в Рим же от турок потом убежал... Анафему тут патриарх объявил. Московскую церковь он всю отлучил. Нам митрополитов он больше не ставил. Он Киевских только законными славил. 1629. Тут строить нам церкви король запретил. (1465) Северские ж земли он все покорил. Вдруг в Киеве стол патриарх утвердил. Вдруг нам митрополию он учредил. (1454) Меж двух митрополий мы так оказались. Меж Киевской мы и Московской мотались... Епископ в Чернигове наш проживал. Под Киевский стол он идти не желал. В Смоленск он, потом же в Москву убежал. Но там без подвория он обитал... Сарайско-Подонский ж в Москву лишь примчался, (1460) Тотчас на Крутицком подворье венчался. Крутицко-Черкасским с тех пор он уж стал. Подоньем он уж из Москвы управлял. Он сам не Сарайским, а Сарским уж стал. Фактически он же Москву опекал. Там митрополита уж он заменял... Указы северам он в храмы писал... Черниговский в Киев ж опять возвратился. Там митрополиту уж он поклонился. Там в унию он Флорентийскую влился. Потом со смоленским владыкой сплотился. С Москвою опять наш епископ сдружился.(1475-1480) 1630. Тут князь Стародубский Москве подчинился. (1494) За ним и Шемячич Путивльский явился. Епархия вся враз к Москве отошла. Москва же опасным вдруг это сочла, В Чернигове кафедру вмиг упразднила. Епархия наша ж древнейшею слыла. Московской древней и ростовской первей, К тому ж Новгородской правдивей, верней. Епархии те ж под анафимой были. Лишь нашу в Царьграде же не отлучили. Мы непогрешимость стола сохранили. Соперники мы патриарху уж были... Епархию нам патриарх распустил. Северу Смоленску потом подчинил. (1515) Крутицкой он кафедре север отдал. Москвой и Каломной тот всей управлял. 1631. В Москве тогда Иов вновь митру одел. (1443, 1458-1461) Потом Феодосий на троне сидел. (1462-1464) Филипп митрополию после принял. (1464-1473) Григорий владыкою следом уж стал. (1473-1489) Зосима потом уже стол занимал. (1489-1494) Зосима тот отроков юных ласкал. Он мальчиков голых в живот целовал! 1632. Василий тогда Патрикеев родился. Последним северским он князем явился. Наш князь Патрикей его прадедом звался. Путивльским он и Стародубским являлся. Василий же княжичь в Москву уж прибыл. С Данилою мальчиком Вася дружил. Тот из Переславля уж в Волоцк приплыл. Своим аретэ он все звёзды затмил! Таким он прекрасным и праведным был! Иосиф Волоцкий тут, Санин, восстал. (1440-1516) Обитель он в Волоколамске принял. И женщин он в свой монастырь не пускал. Он мальчикам вход в монастырь запрещал! Всех отроков даже безусых прогнал, Чтоб иноки мальчиков не обнимали, Целуя мальцов чтоб, не благославляли, Чтоб в блуд вслед Зосиме владыке не впали. 1633. Тогда Даниил Переславский родился. Он мальчиком уж в монастырь устремился. Он телом прекрасен как ангел сам был. Данилка тот иноков всех поразил. Монахи же вместе все в баню ходили, Глядеть на Данилку нагого любили. Данилка ж невинность свою соблюдал. Аж в бане он рясу свою не снимал! Аж мыться с монахами он перестал! Боровский когда моностырь он создал, Послушников в баню отдельно пускал, С монахами мыться мальцам не давал, Монахи чтоб мальчиков в бане не мыли, Ладонями им по телам не водили, Не гладили чтобы мальцов, не блудили. 1634. Тут грек уж Максим к нам из Арты примчал. Град Арту Максим этот родиной звал. И князь Патрикеев дружить с ним начал. Василий же Тёмный сестрёнку имел. Жениться на ней Патрекеев дед смел. (1430) Василий им внук Патрекеев уж был. Косым Вассианом он иноком слыл. Он против царевича Дмитрия шёл. Темницу за то, монастырь, он нашёл. И чудским монахом вначале он слыл, В обителе Волоцкой иноком жил. Иосифа правила он осуждал, Те правила кривилами называл. Об Арте, о Прави он там рассуждал. Максим в том из Арты ему помогал: "Коль мальчиков всех в монастырь не пускать, То как же нам Правду в мальцах развивать?" 1635. Симон уж Московским святителем стал. (1494-1501) Потом Варлаам стол московский занял. (1511-1521) Острожский же князь к Сигизмунду бежал. С Естафием в Каневе сечь он создал. Дашковский Естафий в Черкассы приплыл, Чернигов с казаками с Крымом спалил. (1518) На сцену казаки впервые явились. На грады северов они ополчились... Потом Иеремия в Киев примчался. Онисифор Девочка там возвышался. (1579-1589) Тот митрополит многожёнцем являлся. Его Иеремия тотчас согнал, Престол Рагозе Михаилу отдал. (1589-1596) Он Киев Царьграду при том подчинил. Епархии те от Москвы отделил. Он сам патриархом Царьградским же слыл. Он стол патриарший в Москве учредил. Но Киев при том он себе подчинил... Михайло же в унию с папой вступил. Он же Рогазою владыкою был. 1636. Северу поляки опять захватили. (1612) В Чернигове кафедру вновь возродили. Епископ наш в Новгород Северске жил. Потом же он в Киеве стол утвердил... Иерусалимский потом патриарх И с ним Владислав, новый польский монарх, На Сечь к казакам вдруг и в Киев прибыли И митрополита избрать разрешили. (1619) Московским царём Владислав стать хотел. Он на православных с надеждой смотрел... Владыкою Пётр тут Могила уж стал. (1632-1647) Он западник был, просвещенье познал. В Чернигове кафедру Пётр основал... Лукарис Кирилл же Петру помогал. Царьградским он уж патриархом блестал. (1612-1638) Везде вольнодумство он распростронял, Чернигову архиепископство дал. (1666) 1637. Едва Пётр Могила владыка скончался - Хмельницкий Богдан против Польши поднялся. (1648) Сильвестер Косой с ним, владыка остался. (1648-1658) Он в патриархат всё в Царьградский входил. В Московский войти он совсем не спешил. В том наш патриарх его не торопил... Иван Выгодовский уж гетманом стал. Владыкою стал Дионис Болобан. За Польшу и тот и другой выступали, Епископам встать под Москву не давали. 1638. Когда Украину воссоеденили, (1654) Четыре епархии к нам их прибыли. Фактически Киевская лишь вошла. С ней рядом Черниговская лишь была. А Луцкая, Львовская не подчинялись, С Галицкою и Могилёвской остались, С епископом из Перемышля сношались. Все сами они по себе развивались... В Чернигове Лазарь епископ сидел. (1658-1694) Латинский язык он учить всем велел. Адам лютеранин в Чернигов прибыл. Он в Оксфорд и в Кембридж и в Йену ходил. В Париже он и в Кёнигсберге учился. Он к гетману после в Батурин явился. Адам Зерникав - так монах величался. (+1688) "Зерникав"? Чернигов у немцев так звался. Чернигов Адам просвещать наш принялся. 1639. Поляки тогда же в интриги вступили. Они в Могилёвской епархии были И церкви там строить опять разрешили... Мефодий епископ Мстиславский же был. Московский тот ставленик в Киев прибыл. Он местоблюстителем там уж служил. На сторону Польши он вдруг перешёл. Тут Лазарь Черниговский в гору пошёл... В Москву Бароновича тут пригласили, Сан митрополита ему посулили. Но Лазарь поехать в Москву не желал. Сан митрополита он даже не брал, Хоть всей митрополией он управлял. Епархии те, что под Польшей остались, В Царьградский вновь патриархат все подались. 1640. Черниговский Лазарь тот книги писал, По всей Украине их распространял. Москву "неучёною" он величал, Идти под Московскую власть не желал, С Царьградом остаться как прежде мечтал. И сам патриарх так царьградский считал. И Лазарю тот патриарх наказад, Чтоб тот митрополию всю опекал, Чтоб Киевский стол тот блюсти продолжал. Московский на то патриарх промолчал. Он спорить с царьградским совсем не желал... Епархии Лазаря все признавали. Его Борановичем все величали, И те, что под Польшей тогда находились, И те, что с Северой к Руси устремились. Лишь гетман с казаками против них был. Он митрополита себе посадил. Он против Москвы и за Польшу уж был... А Лазарь в Москву хоть и не приезжал, За мир между Польшей и Русью стоял. 1641. И только когда этот Лазарь скончался, Черниговский стол патриарху отдался... (1694) Тут уж Гедеон Луцкий в Киев прибыл. (1685) Московский он ставленик в Киеве был. А Гетманом уж Дорошенко являлся. На Порту уж гетман теперь оперался. Иосиф Тукальский ж владыкой считался... Тут первый север как святой просиял. Купец то козельский Севрюк Елизар. (1580-1656) Фамилию он Севрюкова носил. По прозвищу он же Анзерским уж слыл. Сперва в Соловках он монахом же был. Потом на Анзерский он остров уплыл. (1616) Его Михаил вдруг царь в Кремль пригласил. Наследник родился чтоб, царь попросил. (1629) Царевич тогда Алексей и родился. Царь тот Алексей с Елизаром сдружился. 1642. Уж Иоаким в патриархах сидел. (1674-1690) А прежде он в Курске же должность имел. В то время епархий одинадцать было. Правительство семьдесят вдруг предложило! Собор тотчас против проголосовал. Четыре открыть он лишь благославлял. В Тамбове, в Воронеже стол появился. Чернигов в Руси хоть теперь находился - В епархию прежднюю не превратился. Там уж патриаршая область была. Под Сарско-Крутицкий вся посох пошла... 1643. Вдруг область свою патриарх распустил. И в ней тридцать семь городов он сплотил. Он те украинскими грады назвал. Из за рубежа он к ним двадцать придал. Их малороссийскими он величал. Епархией то Белгородской назвал. (1667) Град Курск, Обоянь и Оскол там сияли, Болхов, Печенеги и Харьков стояли. Белгор-Обоянской епархию звали... Епископы в Курск стол уж перенесли, (1787) Белгородо-Курским тот стол нарекли, Стол Курско потом Обоянским назвали, Потом Курско-Рыльским тот стол величали, Воронежу часть городов передали, Екатеринславской град Харьков отдали."
Prodolzhenie
Назаров П.Г. Гносеология Арты. - Книга 25. - Челябинск 2004.
Hosted by uCoz